Словарь начинающего тестировщика ПО

22 ноября 2021
QA glossary

Общение на одном языке делает коммуникацию в команде эффективнее. Ведь так вы не только будете с лёгкостью понимать, о каких инструментах или процессах идёт речь, но и понимать шутки коллег.

Вам уже встречалось выражение «не баг, а фича»? Если багом ИТ-специалисты называют дефект программного продукта, то фичей ― ожидаемый результат. Этой фразой в шутку описывается процесс или явление, которое не было запланировано, но вписывается в текущий порядок вещей.

И это только один из примеров, когда понять технаря человеку извне бывает непросто. Итак, какие же термины будут полезны вначале обучения на ИТ-курсах?

Основные понятия

Артефакт (англ. artefact) ― документ, используемый в процессе тестирования. Детально об их типах расскажем далее.

Баг (англ. bug — ошибка) ― это дефект ПО, из-за которого реальная работа приложения отличается от ожидаемой. Баги отличаются по важности:

  • trivial — малозаметный;
  • minor — незначительный;
  • major — значительный;
  • critical — нарушающий функционирование ПО;
  • blocker — блокирующий работу.

Валидация дефектов  (англ. validation — подтверждение, установление подлинности) ― оценка работоспособности программы.

Верификация (англ. verification — проверка) ― сравнение ПО или его компонентов с заявленными требованиями.

Валидация дефектов (англ. validation — подтверждение, установление подлинности) ― оценка работоспособности программы.

Верификация (англ. verification — проверка) ― сравнение ПО или его компонентов с заявленными требованиями.

Релиз (англ. release — выпуск) ― вывод программы на рынок, например, размещение игры в Steam.

Тестирование (англ. testing) ― испытание программы с целью обнаружения багов. Стоит отличать этот термин от двух других понятий:

  • контроль качества (англ. quality control, QC) ― оценке соответствия качества ПО требованиям;
  • обеспечение качества (англ. quality assurance, QA) ― создании условий для написания более надёжного кода соответственно.

Если тестирование нацелено лишь на выявление ошибок в готовом приложении, то QC и QA применяются на этапах разработки.

Графически области задач каждого из понятий выглядят такQA scheme

 

Тестовое покрытие (англ. test coverage) ― ряд тестов, с помощью которых оценивается качество ПО. Чем обширнее покрытие, тем больше дефектов разных типов можно выявить.

Артефакты

Баг-репорт (англ. bug report ― отчёт об ошибке) ― документ, который содержит всю информацию о дефекте. Для его составления используется специальная программа ― баг-трекинговая система (англ. bug tracking system ― система для отслеживания ошибок). Самым популярным ПО для систематизации багов является Jira.

Секреты составления хорошего репорта вы найдёте в статье.

План тестирования (англ. test plan) ― последовательность действий при оценке качества ПО. Этот перечень состоит из:

  • описания функциональности программы;
  • подходов тестирования;
  • срока завершения работы;
  • используемого инструментария;
  • возможных рисков;
  • и прочего.

Спек (англ. specification ― спецификация) ― детальное описание технических характеристик программного продукта.

Тест-кейс (англ. test case ― тестовый случай) ― расписанная по шагам последовательность действий в процессе проверки.

Тестовый набор (англ. test suite) ― тест-кейсы, объединённые одним типом проверки.

Чек-лист (англ. checklist ― контрольный список) ― компоненты ПО, которые нужно протестировать.

Типы тестирования

Автоматизированное (англ. automated testing) ― оценка качества ПО с помощью специально написанных программных средств, автоматизированных тестов.

Мануальное (англ. manual testing) ― выявление дефектов вручную. Тестирование безопасности (англ. security testing) ― определение защищённости ПО от кибератак.

Тестирование производительности (англ. performance testing) ― исследование работоспособности приложения под разной нагрузкой (от ожидаемой до критической).

Функциональное тестирование (англ. functional testing) ― проверка уровня реализации функциональных требований.

UX-тестирование, юзабилити-тестирование (англ. UX testing, usability testing) ― анализ проблем с логикой интерфейса и удобством использования ПО.

Другие важные слова

Асайнить (англ. to assign — назначать) — поручить задачку или часть работы.

Аттачить (англ. to attach — прикладывать) — добавить к сообщению или письму фотографию/документ.

Билд (англ. to build — строить) — конечный вид программы или её модуля, который можно тестировать.

Бэкапить (англ. backup — дублирование) — замещать кого-то или создавать вспомогательную копию артефакта.

Отладка (англ. debugging) — адаптация ПО под требования или условия использования.

Сбой (англ. failure) — несовпадение ожиданий и фактической работы приложения.

Локаль (англ. locale — место) — версия ПО, адаптированная под требования региона.

Тул (англ. tool — инструмент) — вспомогательная программа.

Фиксить (англ. to fix — чинить, исправлять) — восстанавливать работу ПО.

Подводим итоги

С этим словарём вам будет проще изучать профильную литературу и постигать основы QA на курсах. А использование их на собеседовании поможет произвести хорошее впечатление на HR-специалиста.

Дополнить этот глоссарий вы сможете самостоятельно уже в процессе обучения.

Ждём вас в QA Academy!