Мифы о тестировании программного обеспечения

13 февраля 2017

Вряд ли много людей за пределами сферы информационных технологий четко представляют, чем занимаются специалисты по тестированию. Однако нередко заблуждаются даже те, кто вовлечен в процесс разработки напрямую. Давайте же развеем самые распространенные из мифов, связанных с профессией тестировщика ПО.

Миф 1. Тестирование и обеспечение качества ПО – это одно и то же

Для того чтобы развеять этот миф, нужно определиться с некоторыми понятиями.

Обеспечение качества (англ. Quality Assurance) – это набор активностей, которые охватывают все стадии жизненного цикла ПО. Задача – наладить процесс, который сможет обеспечить разработку сайтов, программ, платежных систем и иного ПО требуемого уровня качества.

«Обеспечение качества» иногда заменятся понятием «контроль качества» (англ. Quality Control). Однако эти понятия не являются синонимами. Под контролем качества следует понимать совокупность действий, направленных на получение достоверной информации о текущем состоянии продукта. Цель – оценить готовность продукта к выходу на рынок и его соответствие заданным пользовательским и бизнес-требованиям.

Что касается тестирования, то это одна из обязательных составляющих обеспечения качества ПО. Качественное тестирование включает планирование, проведение тестирования, анализ результатов и поддержание тестового окружения.

Миф 2. Скоро автоматизированное тестирование полностью заменит ручное

Трудно отрицать, что автоматизация – это главный тренд в тестировании 21 века. Автоматизированные проверки работы системы позволяют сократить время на проведение тестов, избавляют от необходимости выполнять ежедневные однообразные операции.

Однако на сегодняшний день достичь 100%-ной автоматизации в тестировании невозможно. Только специалист может проводить исследовательское тестирование, направленное на глубокое изучение продукта.

Некоторые виды тестирования также невозможно автоматизировать, например, юзабилити-тестирование. Кроме того, даже если на проекте внедрена автоматизация, то специалисты по тестированию должны осуществлять запуск автотестов и анализировать результаты и полученные сообщения об ошибках.

Важно понимать, что ручное тестирование – это не просто монотонные операции, это умственный труд, который требует от специалиста аналитических способностей. Так что автоматизация может избавить тестировщика от рутинных операций, но не заменить его.

Миф 3. Пропущенный дефект – вина тестировщика

За качество продукта отвечают вся команда: менеджеры проекта, разработчики и тестировщики. Так что неправильно винить тестировщиков в том, что в системе остались баги даже после проведения всех проверок. Проблемой может быть ограничение сроков тестирования или изменения в требованиях. Также нельзя исключать случаи, когда функциональность продукта увеличивается и тестировщикам не хватает времени и ресурсов, что сказывается на качестве их работы. Если количество пропущенных дефектов растет, важно определить корень проблемы и постараться его устранить.

Миф 4. Тестировщики недолюбливают разработчиков

Пожалуй, самый распространенный миф о работе тестировщиков. Нередко можно услышать от разработчиков, что тестировщики будто мстят им за что-то и специально находят самые несущественные дефекты. Однако надо помнить, что у разработчиков и тестировщиков общая задача – разработка качественного продукта. И роль тестировщиков состоит именно в поиске дефектов. Так что ничего личного, только работа!

Миф 5. Тестированием может заниматься кто угодно

Тестирование – трудоемкий процесс, который требует внимательности и ответственности, детального знания о продукте, богатого пользовательского опыта. Зачастую тестирование оказывается сложнее, чем написание кода.

Попасть в тестирование может практически каждый желающий, но остаться в нем и построить карьеру способны только самые мотивированные и внимательные.

Работа в тестировании требует и определенных знаний, и креативности. Чтобы стать востребованным специалистом по тестированию, нужно разбираться в трендах и новинках ИТ, обладать отличными коммуникативными навыками и уметь работать в команде. Хороший тестировщик также владеет английском языком и может общаться с иностранными клиентами, читать техническую документацию.

Если считаете, что вы могли бы работать в тестировании, но вам чего-то не хватает, не отчаивайтесь! Записывайтесь на курсы по тестированию в QA Academy, и мы вас всему научим. Все курсы наполнены примерами из реальных проектов, а детальный разбор выполненных заданий тренером позволит избежать наиболее досадных ошибок у новичков. Наши выпускники уже работают в IT-компаниях во многих странах. Попробуйте свои силы в новой интересной профессии!