Как тестировщику научиться задавать правильные вопросы?

18 января 2017
Как тестировщику научиться задавать правильные вопросы?

Одно из самых важных качеств тестировщика – любознательность: «Что за продукт я тестирую? Для чего он предназначен? Кто будет им пользоваться?».

Правильно заданные вопросы предопределяют качество выполненного тестирования. Сразу может показаться, что задавать вопросы просто. На деле оказывается, что этот навык – один из самых трудно оттачиваемых. Но работать над ним нужно!

Гуру тестирования Джеймс Бах придерживается мнения, что тестирование – это оценка программного продукта путем исследования и экспериментов. Хороший продукт должен соответствовать ожиданиям пользователей и заказчика. Чем больше вопросов вы зададите, тем больше информации о продукте вы получите.

Хотите научиться получать ответы, которые помогут вам «на отлично» протестировать порученный продукт? Тогда следуйте нашим советам.

1. Учитесь у детей

Многие взрослые люди не любят спрашивать. Основных причин тому две:

  1. Мы боимся показаться глупыми и считаем, что задавая вопросы, демонстрируем свое невежество.
  2. Нам кажется, что мы уже должны это знать. Особенно это касается опытных специалистов: «Я ведь уже 10 лет в тестировании, я обязан это знать».

Однако мы спокойно относимся к тому, что маленькие дети хотят все знать и задают очень много разных вопросов, порой очень неловких. Они не задумываются о том, какое впечатление произведут на окружающих их вопросы. И обычно вопросы продолжаются до тех пор, пока маленький человек не получит удовлетворительного и понятного ответа. А что в итоге? Не стесняясь задавать вопросы, ребенок активно познает мир и развивается в разы быстрее нас, взрослых.

Так что берите пример с детей. Не успокаивайтесь, пока не получите полного ответа на свой вопрос.

2. Вникайте в суть проблемы

Если вы хотите что-то спросить, сформулируйте мысленно вопрос и подумайте, решит ли полученный ответ вашу проблему. Часто мы задаем очень общие вопросы, которые не затрагивают сути проблемы.

Предположим, вы работаете с мобильным приложением и не помните все проверки, которые нужно выполнить при тестировании интерфейса. Вы обращаетесь к коллеге и спрашиваете: «Не помнишь, что там надо проверить в интерфейсе?» А он вам отвечает: «Проверь навигацию, правильность написания всех заголовков и пунктов меню, протестируй сенсорный экран. Что-то там еще было, но сейчас нет времени вспоминать».

Ответил коллега на ваш вопрос? Ответил. Решит ли ответ вашу проблему? Вряд ли. Ведь полученный ответ не был исчерпывающим, а отвлекать человека дальше от работы неудобно.

А если бы вы копнули глубже и спросили: «При тестировании мобильного приложения столько всего нужно не упустить из виду. Как ты удерживаешь в памяти все проверки?»

Вы четко сформулировали свою проблему, и коллега смог бы вам посоветовать воспользоваться интеллект-картой для тестирования мобильных приложений. Это бы решило вашу проблему.

Так что сначала сформулируйте вопрос, который повлечет за собой информативный ответ.

3. Задавайте развернутые вопросы

Помните, что человек, к которому вы обращаетесь, погружен в свое дело и не сможет сразу понять, что вы от него хотите.

Поэтому сначала обратитесь к человеку по имени, чтобы он понял, что вы к нему обращаетесь.

Далее поясните суть своей проблемы. Если вы уже пробовали ее решать, то опишите, как именно и почему эти способы не сработали. Следуйте ключевым словам что, когда, где, зачем и как. Они натолкнут вас на нужные мысли.

4. Используйте технику «5 почему»

Это популярная техника для изучения причинно-следственных связей. Несмотря на то, что метод называется «5 почему», для поиска причин каждой конкретной проблемы может задаваться разное количество вопросов. Главное – дойти до первопричины.

Хрестоматийный пример – поломка машины.

Представьте: двигатель не заводится. Чтобы понять причину, задаем вопросы и ищем ответы.

Почему не заводится двигатель? – Сел аккумулятор.

Почему сел аккумулятор? – Генератор сломан, не заряжает аккумуляторную батарею.

Почему сломался генератор? – Порвался ремень генератора.

Почему ремень порвался? – Он исчерпал свой ресурс, его никогда не меняли.

Почему ремень не меняли? – Машина давно не проходила техобслуживание.

5. Спросите резинового утенка

Погодите смеяться. Речь идет о методе решения задачи, основанном на обращении к мнимому собеседнику.

Поставьте на свой рабочий стол игрушечного утенка (или любую другую вещь, к которой вам будет приятно обращаться). Как только у вас появится вопрос, на который вам сложно найти ответ, задайте его игрушке, будто она может на него ответить. Считается, что правильная формулировка вопроса содержит как минимум половину ответа, а озвучивание вопроса направляет мысли в нужно русло.

Для того чтобы научиться задавать вопросы, вам не придется тратить дни или часы своего времени. Возьмите это себе в привычку. И как только столкнетесь с проблемой, вспомните о наших советах. Уверены, что совсем скоро вы станете отличным тестировщиком, который сможет постичь суть любого дефекта.